Досточтимый Матье Рикар:
Свою недавно опубликованную книгу «На встречу глобальному состраданию» знаменитый психолог и специалист по эмоциям Пол Экман начинает со следующих слов:
«Мир был бы иным, был бы желанным, если бы все мы ощущали глобальное сострадание: заботу о страданиях всех людей, а не только членов нашей семьи, не только тех, с кем мы знакомы, не только тех, у кого тот же цвет кожи, язык или религия. Некоторым людям глобальное сострадание присуще – но не большинству. Отсюда огромный вопрос: почему же нет? Почему глобальное сострадание является добродетелью нескольких, а не многих? Возможно ли – и даже здраво ли – пытаться взращивать глобальное сострадание в каждом, или это дурацкие мечты?».
Он также задается вопросом о природе сочувствующего беспокойства по поводу сострадания других: «Сострадательные чувства или устремления могут состоять из беспокойства о страдающем, не требуя, чтобы сострадающий переживал страдания страдающего. Беспокойство в целом считается вариантом эмоции страха».
Ощущать страх в присутствии непосредственной опасности – например, при столкновении с хищником или ядовитой змеей – действительно уместно. В то же что касается положения других, в ходе нашей недавней встречи с Полом я предположил, что в зависимости от обстоятельств забота о других вовсе не всегда может сопровождаться страхом. Если на наших глазах огромной опасности подвергается наш ребенок, наше беспокойство естественным образом сопровождается страхом по поводу того, что человек пострадает. В других обстоятельствах, однако, беспокойство может быть связано с позитивными эмоциями, такими как альтруистическая любовь и забота. Если мы желаем другим лишь блага, то будем подлинно заботиться о том, чтобы принести человеку счастье, будем внимательны к его/её устремлениям, всячески постараемся сделать что-то, чтобы он(а) был(а) счастлив(а). Это не требует того, чтобы в нашем умственном пространстве наличествовал страх. Таким образом, можно провести различие между любящей заботой, связанной с устремлением к совершению чего-то, увеличивающего благополучие другого человека, и сострадательной заботой, связанной с устремлением к устранению чужих страданий. Лишь второе может быть связано с чувством страха перед тем, что человек может испытать бОльшие страдания, если мы не вмешаемся, чтобы устранить его/её тяготы.
Оригинал: Moving Towards Global Compassion | Matthieu Ricard