English
Пема Чодрон, Lion’s Roar
Пема Чодрон предлагает метод порождения любви и сострадания ко всем
Самый лучший способ начать эту практику – подумать о человеке, чье страдание вы мощно ощущаете и чье счастье для вас очень важно. Это может быть кто-то, кого вы знаете или знали, или некто, кого вы увидели на улице или о ком прочли в газете. Мысль о конкретных людях естественным образом и легко пробуждает в нас бодхичитту: мы заботимся о людях и не желаем, чтобы они страдали. Подумайте о таком человеке, и – ощущаете ли вы по отношению к нему любовь, благодарность или сострадание – скажите: «Пусть он(а) будет свобод(ен/на) от страданий и корня страданий; пусть он(а) обладает счастьем и корнем счастья».
В работе с бодхичиттой есть два в равной степени важных аспекта: один – соприкоснуться с течением бодхичитты, которое мы уже ощущаем; другой – распознать, где это течение перекрыто. Поэтому вы можете выполнять эту практику, не только думая о людях, которые вам небезразличны, но и визуализируя тех, кто вам не нравится. Важно поддерживать ко всему возникающему непредвзятый, сострадательный настрой.
Теперь подумайте о регионе мира, где царит огромная нестабильность – области, где, как вы знаете, много страдают люди и животные. Выбрав место, подумайте о находящихся там мужчинах и скажите: «Пусть все мужчины в этом месте будут свободны от страданий и корня страданий; пусть они обладают счастьем и корнем счастья». Не торопитесь. Уделите этому несколько минут.
Затем подумайте обо всех находящихся в том месте женщинах и пожелайте, чтобы они также освободились от страданий и корня страданий и обладали счастьем и корнем счастья.
Затем подумайте обо всех находящихся в том месте детях и пожелайте, чтобы они были свободны от страданий и корня страданий и обладали счастьем и корнем счастья.
Наконец, подумайте обо всех находящихся в том месте животных – млекопитающих, птицах, рыбах, насекомых и всех остальных – и пожелайте всем им свободы от страданий и корня страданий; пожелайте, чтобы они обладали счастьем и корнем счастья.
Затем представьте всех в мире умирающих от голода мужчин и пожелайте, чтобы они были свободны от страданий и корня страданий, обладали счастьем и корнем счастья.
Затем представьте всех в мире голодающих женщин и пожелайте, чтобы каждая из них – в этот самый миг голодающих по всему миру – была свободна от страданий и корня страданий и обладала счастьем и корнем счастья.
Представьте всех детей, которые прямо сейчас голодают по всей земле, и пожелайте, чтобы и они были свободны от страданий и корня страданий, обладали счастьем и корнем счастья.
Затем представьте всех в мире животных, которые прямо сейчас умирают от голода, и пожелайте, чтобы каждое из них – по всей планете – было свободно от страданий и корня страданий, обладало счастьем и корнем счастья.
Затем вспомните всех мужчин на этой планете – независимо от того, уважаете вы их, относитесь к ним нейтрально или считаете их дурными людьми – и пожелайте им свободы от страданий и корня страданий. Пожелайте им обладать счастьем и корнем счастья; ведь если бы все мужчины на этой планете были свободны от корня страданий и обладали корнем счастья – если бы они были свободны от всяческой поглощенности собой, порождающей так много боли – мы бы жили в мире.
То же сделайте и со всеми женщинами на земле – независимо от того, относитесь ли вы к ним с приязнью, неприязнью или нейтрально – и пожелайте, чтобы все они также были свободны от страданий. Если бы все женщины на земле были свободны от корня страданий и обладали корнем счастья, в мире царил бы покой.
Теперь то же самое сделайте со всеми детьми на земле – независимо от того, относитесь ли вы к ним с приязнью, неприязнью или нейтрально. Пожелайте им свободы от страданий; ведь если бы все дети на земле были свободны от корня страданий и обладали корнем счастья, в мире царил бы покой.
Наконец, то же самое сделаете со всеми животными на земле – независимо от того, относитесь ли вы к ним с приязнью, неприязнью или нейтрально – и пожелайте им также быть свободными от страданий. Если бы все животные на земле были свободны от корня страданий и обладали корнем счастья, в мире царил бы покой.
При выполнении такого рода практики бодхичитты мы иногда затрагиваем людей, которые немедленно пробуждают в нас теплые чувства; в другие периоды просто ощущаем онемение. Также бывают периоды, когда мы касаемся своего жестокосердия. Хорошо замечать – ведь так мы узнаем, когда открыты, а когда закрыты. Нам следует отмечать все эти вещи с состраданием и любящей добротой по отношению к самим себе, потому что чем больше нам удается ощущать нежность по отношению к себе, тем легче ей струиться к другим.
ОБ АВТОРЕ: Пема Чодрон, известная своими мощными учениями, книгами-бестселлерами и ретритами, в которых участвуют тысячи людей – самый популярный на сегодняшний день учитель буддизма из числа родившихся в США. В «Мудрости без бегства», «Там, где страшно» и других важных книгах, она помога нам узнать, что сложности и неопределенность могут быть возможностями для пробуждения. Пема Чодрон – полностью посвященная буддийская монахиня, преданная делу утверждения буддийской монашеской традиции на Западе.
Источник: A Bodhichitta Practice | Lion’s Roar
Фотография © Andy Carr.